Шишорина Анастасия Анализ результатов парламентских выборов апрель-май 2009 года в Индийской

,

1. Институциональный дизайн и политическая культура.

1.1. Политическая система

Индийская Республика – федеративное государство, парламентская республика с разделением властей на судебную, исполнительную и законодательную. Президент является главой государства и главнокомандующим военными силами; глава исполнительной власти – премьер-министр, формирующий правительство. Высшим законодательным органом является двухпалатный парламент: верхняя палата – Раджа Сабха (Совет Штатов) (245 мест), и нижняя палата – Лок Сабха (Народная Палата) (545 мест).

1.2. Избирательная система

Лок Сабха, число мест в которой равняется 545, формируется сроком на 5 лет путем прямого голосования по мажоритарной системе. 543 мандата распределяются в соответствии с правилом простого большинства. Остальные 2 депутата назначаются президентом из англо-индийской общины, в том случае, если президент полагает, что община не представлена в парламенте должным образом.

1.3. Политический режим.

По оценкам Freedom House 2009 года Индия является свободной страной, т.е. с действующей электоральной демократией, по показателям свободы печати и прессы – частично свободной. Однако необходимо учитывать специфику индийской культуры и склонность к довольно значительному влиянию факторов персонализма и общинности.

1.4. Политическая (гражданская) культура.

Интерес к политике:

Политика
очень важно 15,4%
довольно важно 24,3%
не очень важно 33,3%
совсем неважно 26,9%

Средний уровень интереса к политике.

Политическое участие и активность также может определяться через подписание петиции, незаконное и законное участие, например в демонстрациях или бойкотах; в Индии оно имеет следующие показатели:

Подписание петиции Бойкоты, незаконные политическое участие Законные мирные демонстрации
Приходилось участвовать 29% 15,1% 19,4%
Участвовал бы 25,7% 29,4% 27%
Никогда не участвовал бы 45,3% 55,5% 53,6%

Низкий уровень политического участия.

Высокий уровень доверия Довольно высокий уровень доверия Не очень высокий уровень доверия Недоверие
Правительство 22,5% 32,4% 30,5% 14,6%

Высокий уровень доверия правительству.

При вышеописанных показателях: средний уровень политического интереса, высокое политическое доверие и низкое участие в политических акциях – политическую культуру можно отнести к пассивной культуре наблюдателей (3).

При этом необходимо учитывать грамотность населения, которая по данным индийской переписи 2001 г. представляет следующее:

1 Всего 100% 1,028,610,328
2 Неграмотные 45,47% 467,922,531
3 Грамотные, в том числе: 54,53% 560,687,797

1.5. Социально-экономическая ситуация.

Со времени предыдущего избирательного цикла замечается отрицательная социально-экономическая динамика (показатели ВВП и среднего душевого дохода), как это видно из таблицы:

ВВП на душу населения (PPP) ($) Средний душевой доход (PPP) ($) Уровень бедности Индекс человеческого развития ООН Индекс счастья (субъективное благополучие)
2008 2700 2,960 53,0 (1 составляющая – хорошие оценки, 2 – средние):

1) удовлетворенность жизнью – 5,5 – средний показатель;

2) экологический след – 0,9 планеты – хороший показатель;

3) ожидаемая продолжительность жизни – 63,7 лет – средний показатель

2007 3800 0,612 (средний уровень развития)
2006 3400
2005 3100 3,430 27,5% 0,596 (средний уровень развития)
2004 2900 3,090

При этом индекс человеческого развития и индекс счастья в соседних по отношению к Индии странам равняется приблизительно тем же показателям, то есть определяется как средние показатели.

2. Общие результаты выборов и динамика.

2.1. Политический итог выборов

В нижеприведенной таблице представлен политический итог выборов в нижнюю палату индийского парламента (стоит отметить, что с 2004 года начала особенно проявляться тенденция к формированию коалиций во главе с основными общенациональными партиями):

2009 2004
Первое место (партия, коалиция) Indian National Congress Indian National Congress
Формирование правительства (глава правительства) United Progressive Alliance (коалиция) во главе с Indian National Congress;

Manmohan Singh

United Progressive Alliance (коалиция) во главе с Indian National Congress;

Manmohan Singh

Руководство парламента (Спикер парламента) Meira Kumar

(Indian National Congress)

Sh. Somnath Chatterjee

(Communist Party of India (Marxist))

Таким образом, видно, что на партийном и персональном уровнях партии-победителя и формирования правительства с началом нового избирательного цикла изменений не произошло. Однако, что касается руководства нижней палаты парламента, то произошла смена партии, к которой принадлежит спикер (от Коммунистической партии Индии (марксистской) к Индийскому национальному Конгрессу).

Что касается географии представительства, то глава правительства, Manmohan Singh, имеет довольно тесную биографическую привязанность к таким регионам как Punjab (административный центр Amritsar), штат на северо-западе Индии, и национальный округ Delhi. Кроме того, примечательно, что в стране с индуистским большинством место премьер-министра занимает сикх.

Бывший спикер нижней палаты парламента Sh. Somnath Chatterjee по региональному происхождению представляет штат Assam, но регионом, с которым в большой степени связана его биография, является West Bengal, от избирательных округов которого он неоднократно избирался в Лок Сабху.

Нынешний спикер Лок Сабхи, Meira Kumar, является представительницей штата Bihar по региональному происхождению и штата Uttar Pradesh и национального округа Delhi по дальнейшему обучению и политической карьере. В отличие от премьер-министра, Meira Kumar исповедует индуизм.

2.2. Электоральная активность и ее динамика

Электоральная активность проявляется, прежде всего, в показателях явки избирателей, которая в 2009 составила 56,97%, а в 2004 – 58,07%. Электоральную активность можно оценить как среднюю, при этом наблюдается незначительный рост.

2.3. Общенациональные итоги голосования

На выборах 2004 года участвовало более 230 партий, а на выборах 2009 – 362 партии, при этом с 2004 года активизируется тенденция к образованию коалиций:

– United Progressive Alliance (Indian National Congress)

– National Democratic Alliance (Bharatiya Janata Party)

– Left Front (Communist Party of India (Marxist))

В данной таблице представлены результаты голосования с учетом партий, получивших хотя бы одно место в Лок Сабхе. Суммарный процент голосов, отданных за партию, рассчитывался как процент суммы голосов, отданных за кандидата партии, по каждому избирательному округу. В скобках приведены данные голосования за 2004 год и динамика результатов.

Партии Число голосов Суммарный процент голосов за партию Количество мест
Indian National Congress 119110823

(103,408,949; +15701874)

27,83 (26,53; +1,3) 206 (145; +61)
Bharatiya Janata Party 78435350 (86371561; -7936211) 18,33 (22,16; -3,63) 116 (138; -22)
Bahujan Samaj Party 25723133

(20765229; +4957904)

6,01 (5,33; +0,78) 22 (20; +2)
Communist Party of India (Marxist) 22070614 (22219111; -148497) 5,19 (5,66; -0,47) 16 (43; – 27)
Samajwadi Party 14284638 (16824072; -2539434) 3,34 (4,32; -0,98) 23 (36; -13)
Nationalist Congress Party 8521502 (7023175; + 1498327) 1,99 (1,80; +0,19) 9 (9; 0)
All India Trinamool Congress 13355986 (8071867) 3,2 (2,07; +1,13) 19 (2; +17)
Telugu Desam 10481348 (11,844,811) 2,45 (3,04; -0,59) 6 (5; +1)
Dravida Munnetra Kazhagam 7625397 (7,064,393) 1,78 (1,81; -0,03) 18 (16; +2)
All India Anna Dravida Munnetra Kazhagam 6953591 (8,547,014) 1,62 (2,19; -0,57) 9 (0; +9)
Biju Janata Dal 6612552 (5,082,849) 1,54 (1,30; +0,24) 14 (11; +3)
Shivsena 6454850 (7,056,255) 1,51 (1,81; -0,30) 11 (10; -1)
Janata Dal (United) 6331201 (9,144,963) 1,48 (2,35; -0,87) 20 (8; +12)
Rashtriya Janata Dal 5280084 (9,384,147) 1,23 (2,41; -1,18) 4 (24; -20)
Shiromani Akali Dal 4047926 (3,506,681) 0,95 (0,9; +0,05) 4 (8; -4)
Janata Dal (Secular) 3434082 (5,732,296) 0,8 (1,47; -0,67) 3 (4; -1)
Telangana Rashtra Samithi 2582326 (2,441,405) 0,6 2 (5; 3)
Assam United Democratic Front (All India United Democratic Front) 2184553 0,51 1 (0; +1)
Jammu and Kashmir National Conference 498374 0,55 (0,31; +0,24) 3 (2; +1)
Pattali Makkal Katchi 1944619 (2,169,020) 0,47 (0,56; -0,09) 0 (6; -6)
Rashtriya Lok Dal 1821054 (2,463,607) 0,43 (0,63; -0,20) 5 (3; +2)
Asom Gana Parishad 1773103 (2,069,600) 0,41 (0,53; -0,12) 1 (2; -1)
Jharkhand Mukti Morcha 1665173 (1,846,843) 0,39 (0,47; -0,08) 2 (5; -3)
Communist Party of India 29215509

(5,484,111; +23731398)

6,83 (1,41; +5,42) 4 (10; -6)
Revolutionary Socialist Party 1573650 (1,689,794) 0,37 (0,43; -0,06) (3; )
All India Forward Bloc 1348561 (1,365,055) 0,32 (0,35; -0,03) (3; )
Marumalarchi Dravida Munnetra Kazhagam 1112908 (1,679,870) 0,26 (0,43; -0,17) 1 (4; -3)
Jharkhand Vikas Morcha (Prajatantrik) 963274 0,23 1 (0; +1)
Muslim League Kerala State Committee (Indian Union Muslim League) 877504 0,21 (0,20; +0,01) 2 (1; +1)
Nagaland Peoples Front 832224 0,19 (0,18; +0,01) 1 (1; 0)
Haryana Janhit Congress (BL) 816395 0,19 1 (0; +1)
Viduthalai Chiruthaigal Katch 735847 0,17 1 (0; +1)
Bodaland Peoples Front 656430 0,15 1 (0; +1)
Swabhimani Paksha 481025 0,11 1 (0; +1)
Kerala Congress (M) 404962 0,09 (0,05; +0,04) 1 (0; +1)
All India Majlis-E-Ittehadul Muslimeen 308061 0,08 1 (1; 0)
Bahujan Vikas Aaghadi 223234 0,05 1 (0; +1)
Sikkim Democratic Front 159351 0,04 (0,04; 0) 1 (1; 0)
Independent 21647086 5,06 (4,15; +0,91) 9 (5; +4)

Примечания: курсивом выделены партии, ранее не принимавшие участие на общенациональных выборах.

Состав коалиций представляет собой на момент выборов в нижнюю палату парламента следующее:

– United Progressive Alliance (Indian National Congress): All India Trinamool Congress (West Bengal), Dravida Munnetra Kazhagam (Tamil Nadu), Nationalist Congress Party (Maharashtra), Jharkhand Mukti Morcha (Jharkhand), All India Majlis-e-Ittehadul Muslimeen, Republican Party of India (Athvale), Indian Union Muslim League, Kerala Congress (Mani) (Kerala), Socialist Unity Centre of India (West Bengal), Jammu & Kashmir National Conference (Jammu & Kashmir).

– National Democratic Alliance (Bharatiya Janata Party): Shiv Sena, Janata Dal (United), Shiromani Akali Dal, Asom Gana Parishad, Rashtriya Lok Dal, Nagaland People’s Front, Gorkha Janmukti Morcha, Uttarakhand Kranti Dal, Kamtapur Progressive Party, Ladakh Union Territory Front, Telangana Rashtra Samithi.

– Left Front (Communist Party of India (Marxist)): Communist Party of India, Revolutionary Socialist Party, All India Forward Bloc, Revolutionary Communist Party of India, Marxist Forward Bloc, West Bengal Socialist Party, Democratic Socialist Party, Biplobi Bangla Congress.

2.4. Политический плюрализм и структура партийной системы.

Рассчитав эффективное число партий, которое, в зависимости от индекса, представлено в таблице, можно дать оценку партийной системе: по классификации Дж.Сартори она склонна к ограниченному партийному плюрализму. Однако, если индекс Лааксо и Таагеперы показывает значения, приближенные к 8, то корректирующий индекс Хуана Молинара (партию-доминант) – к 4.

2004 2009
Индекс Лааксо и Таагеперы 7,56 7,78
Индекс Хуана Молинара 4,54 3,85

Если опираться на значения корректирующего индекса, то в индийской партийной системе можно наблюдать снижение партийного плюрализма, в особенности, если вспомнить про получившие распространение коалиции.

3. Географические итоги выборов.

3.1. География явки.

Наивысшие показатели:

Nagaland (89,99%): периферийный регион на северо-востоке, где проживает религиозное меньшинство христиан.

Lakshadweep (84,88%): периферийная союзная территория.

Tripura (84,45%): северо-восточный периферийный штат.

Наихудшие показатели:

Jammu & Kashmir (39,67%): мусульманский штат на северо-западе.

Bihar (44,47%): северный штат.

Uttar Pradesh (47,75%): самый крупный по численности жителей штат, располагающийся на севере.

Gujarat (47,89%): западный штат.

3.2. География голосования.

В данной таблице представлены регионы по убыванию концентрации избирателей, поддержавших одну из семи наиболее крупных партий:

Indian National Congress Bharatiya Janata Party Communist Party of India Bahujan Samaj Party Communist Party of India (Marxist) Samajwadi Party Nationalist Congress Party
13,75

Andhra Pradesh

13,04

Karnataka

25,84

West Bengal

59,06

Uttar Pradesh

63,66

West Bengal

90,20

Uttar Pradesh

83,68

Maharashtra

8,49

Uttar Pradesh

12,36

Uttar Pradesh

20,05

Kerala

6,94

Maharashtra

22,00

Kerala

3,86

Madhya Pradesh

3,46

Bihar

7,77

Karnataka

10,79

Madhya Pradesh

14,53

Tamil Nadu

4,99

Haryana

4,88

Tripura

2,60

Maharashtra

3,23

Orissa

7,10

Rajasthan

10,36

Gujarat

11,20

Andhra Pradesh

4,43

Madhya Pradesh

3,01

Tamil Nadu

0,55

Gujarat

1,81

Meghalaya

6,57

Madhya Pradesh

8,57

Maharashtra

7,68

Orissa

4,17

Bihar

2,40

Andhra Pradesh

0,41

Rajasthan

1,63

Uttar Pradesh

6,36

Gujarat

8,36

Rajasthan

5,71

Bihar

2,64

Punjab

1,01

Rajasthan

0,40

Uttarakhand

1,54

Goa

6,09

Maharashtra

4,91

Chattisgarh

3,36

Manipur

2,35

Rajasthan

0,89

Maharashtra

0,37

West Bengal

1,35

Kerala

5,40

Kerala

4,30

Bihar

1,89

Assam

1,86

Uttarakhand

0,56

Bihar

0,36

Orissa

0,94

Manipur

4,88

Orissa

3,82

Orissa

1,78

Jharkhand

1,69

West Bengal

0,38

Assam

0,33

Jharkhand

0,62

Gujarat

4,83

West Bengal

3,35

West Bengal

1,49

Uttar Pradesh

1,58

Karnataka

0,32

Orissa

0,23

Karnataka

0,43

West Bengal

4,49

Punjab

3,21

Jharkhand

1,32

Chattisgarh

1,50

Chattisgarh

0,22

Jharkhand

0,18

Assam

0,33

Assam

3,83

Tamil Nadu

2,58

NCT OF Delhi

1,26

Madhya Pradesh

1,47

Andhra Pradesh

0,15

Gujarat

0,16

Tamil Nadu

0,29

Haryana

3,56

Assam

2,51

Assam

0,79

Rajasthan

1,31

Orissa

0,09

Haryana

0,12

Punjab

0,26

Karnataka

2,86

Haryana

2,01

Andhra Pradesh

0,71

Maharashtra

1,25

Jharkhand

0,09

Himachal Pradesh

0,11

NCT OF Delhi

0,21

Lakshadweep

2,76

NCT OF Delhi

1,70

Himachal Pradesh

0,66

Punjab

1,19

NCT OF Delhi

0,08

Karnataka

0,06

Haryana

0,06

Uttarakhand

2,68

Chattisgarh

1,52

Punjab

0,42

Karnataka

1,10

Gujarat

0,08

Punjab

0,03

Andhra Pradesh

0,06

Andaman & Nicobar Islands

2,09

Bihar

1,35

Uttarakhand

0,28

Jammu & Kashmir

0,90

Tamil Nadu

0,05

Uttar Pradesh

0,01

Himachal Pradesh

0,04

Tripura

1,15

Jharkhand

1,29

Kerala

0,26

Gujarat

0,80

Kerala

0,05

Chattisgarh

0,01

Jammu & Kashmir

0,04

Mizoram

1,14

Uttarakhand

1,26

Haryana

0,23

Haryana

0,31

Jammu & Kashmir

0,03

Uttarakhand

0,00

Bihar

0,03

Daman & Diu

1,03

Himachal Pradesh

0,91

Tamil Nadu

0,22

Goa

0,24

Chandigarh

0,03

Andaman & Nicobar Islands

0,00

Meghalaya

0,00

Andhra Pradesh

0,54

Jammu & Kashmir

0,62

Jammu & Kashmir

0,12

Uttarakhand

0,17

Himachal Pradesh

0,02

Madhya Pradesh

0,00

Goa

0,00

Rajasthan

0,48

Manipur

0,32

Goa

0,11

Meghalaya

0,01

Dadra & Nagar Haveli

0,00

Arunachal Pradesh

0,00

Kerala

0,00

Madhya Pradesh

0,45

Tripura

0,24

Arunachal Pradesh

0,09

NCT OF Delhi

0,01

Puducherry

0,00

Goa

0,00

Manipur

0,00

Punjab

0,31

Meghalaya

0,16

Manipur

0,00

Arunachal Pradesh

0,00

Assam

0,00

Jammu & Kashmir

0,00

Lakshadweep

0,00

Tamil Nadu

0,29

Nagaland

0,13

Chandigarh

0,00

Himachal Pradesh

0,00

Goa

0,00

Manipur

0,00

Andaman & Nicobar Islands

0,00

NCT OF Delhi

0,25

Puducherry

0,10

Andaman & Nicobar Islands

0,00

Mizoram

0,00

Arunachal Pradesh

0,00

Meghalaya

0,00

Tripura

0,00

Chattisgarh

0,21

Arunachal Pradesh

0,08

Tripura

0,00

Nagaland

0,00

Manipur

0,00

Mizoram

0,00

Mizoram

0,00

Jharkhand

0,18

Mizoram

0,07

Dadra & Nagar Haveli

0,00

Sikkim

0,00

Andaman & Nicobar Islands

0,00

Nagaland

0,00

Daman & Diu

0,00

Himachal Pradesh

0,14

Chandigarh

0,06

Daman & Diu

0,00

Tripura

0,00

Tripura

0,00

Sikkim

0,00

Chattisgarh

0,00

Jammu & Kashmir

0,11

Goa

0,02

Puducherry

0,00

Andaman & Nicobar Islands

0,00

Daman & Diu

0,00

Chandigarh

0,00

Nagaland

0,00

Nagaland

0,06

Andaman & Nicobar Islands

0,01

Sikkim

0,00

Chandigarh

0,00

Sikkim

0,00

Dadra & Nagar Haveli

0,00

Puducherry

0,00

Puducherry

0,06

Sikkim

0,00

Meghalaya

0,00

Dadra & Nagar Havel

0,00

Meghalaya

0,00

Daman & Diu

0,00

Arunachal Pradesh

0,00

Arunachal Pradesh

0,04

Dadra & Nagar Haveli

0,00

Mizoram

0,00

Daman & Diu

0,00

Mizoram

0,00

NCT OF Delhi

0,00

Chandigarh

0,00

Chandigarh

0,02

Daman & Diu

0,00

Nagaland

0,00

Lakshadweep

0,00

Nagaland

0,00

Lakshadweep

0,00

Sikkim

0,00

Sikkim

0,02

Lakshadweep

0,00

Lakshadweep

0,00

Puducherry

0,00

Lakshadweep

0,00

Puducherry

0,00

Dadra & Nagar Haveli

0,00

Dadra & Nagar Haveli

3.2.1. Indian National Congress

А. Краткая характеристика актора

ИНК (нынешний лидер – Соня Ганди) была основана еще в 1885 г., и от лояльной оппозиции английскому колониальному режиму перешла в 20-х гг. 20 в. к активной борьбе за национальную независимость, превратившись в массовую партию. Она проводит широкую социал-демократическую политику (в том числе и поддержка социально и экономически неразвитых слоев населения), главной целью которой является консолидация всего общества и установление политического единства в Индии. Идеологически партию можно определить как популистскую социал-демократическую.

В уставе и программах партии основной уклон делается на поддержку экономически неразвитого населения, таким образом, основными адресными группами являются женщины, пожилые и молодые люди, касты неприкасаемых (Backward classes: scheduled castes, scheduled tribes, other backward classes), однако отсутствует тенденция выделения какой-либо конфессии.

Б. Общая география голосования

Наибольших результатов по итогам парламентских выборов Indian National Congress добилась в северо-восточном периферийном штате Mizoram, который характеризуется высоким уровнем грамотности и большой концентрацией христиан (65,58%). Также это национальный столичный округ Delhi (57,11%), где представлено большое количество культурных и этнических групп, и кроме того высокий уровень образования. Поддержку оказывает и периферийный северо-восточный штат Arunachal Pradesh (51,11%), находящийся рядом с Mizoram, в котором представлено довольно большое количество буддистских и анимистских сообществ. Менее всего партию поддержали в северо-восточном штате Bihar (10,26%), один из наиболее густонаселенных и «молодых» по возрасту населения регионов, где существенное большинство (85%) проживает в сельской местности. Также это и граничащий на востоке с ним West Bengal (13,45%), после довольно длительного нахождения у власти КПИ(м), регион с довольно высоким уровнем бедности.

В. Концентрация голосов

Как видно из вышеприведенной таблицы, большая часть избирателей Indian National Congress сконцентрирована в северо-восточном экономически развитом штате Andhra Pradesh, большинство населения которого принадлежит к дравидской языковой семье (распространена на востоке и юго-востоке Индии); в северном штате Uttar Pradesh, занимающем первое место по густонаселенности, где также проживает существенное большинство высших каст (брахманы, кшатрии и вайшьи); в юго-западном штате Karnataka, граничащим в том числе с Andhra Pradesh. Наименее всего избиратели данной партии сосредоточены в союзных территориях Dadra & Nagar Haveli b Daman & Diu (находятся на западе и являются анклавом в штате Gujarat, поддерживающим партию BJP).

Г. Влияние социетальных расколов:

Коэффициент корреляции

Пирсона Спирмана
Доля сельского населения -0,328 -0,244
ВРП -0,408 -0,371
Уровень грамотности 0,408 0,28
Индуизм -0,275 -0,083
Ислам -0,055 -0,31
SC -0,182 -0,123
ST 0,546 0,515
Доля занятых 0,154 0,089

Как видно из таблицы, наиболее значимыми коэффициентами положительной корреляции голосования за ИНК стали слои такого населения, как Scheduled Tribes (социально-экономическое и культурное размежевание) и уровень грамотности; кроме того, есть небольшая связь между городскими жителями (размежевание город-село) и голосованием за данную партию. Кроме того, ИНК оказывают довольно сильную поддержку регионы, в которых пост премьер-министра занимают представители данной партии.

Д. Влияние географических факторов голосований

  • эффект друзей и соседей

Лидер – Sonia Gandhi, чья политическая биография после переезда в Индию связана со штатом Uttar Pradesh (на данный момент представляет дистрикт Raebareli).

Uttar Pradesh – 18,25% (невысокая поддержка).

  • эффект соседства

Наблюдается эффект соседства на северо-востоке в малых по размеру территории штатах Индии: Arunachal Pradesh (51,11%), Manipur (42,96%), Mizoram (65,58%).

Таким образом, для общенациональной партии INC эффект друзей и соседей практически не значим.

3.2.2. Bharatiya Janata Party

А. Краткая характеристика актора

Bharatiya Janata Party (BJP, лидер – Rajnath Singh), основана в 1980 году, возникла в качестве оппозиции ИНК и Индире Ганди как протест против введения чрезвычайного положения и отсрочки выборов; на данный момент она является второй основной политической партией в Индии. Партия была создана, чтобы представлять в обществе его конфессиональное большинство (индусов), но сейчас партия стремиться расширить поддержку. Таким образом, на идеологическом спектре партия позиционирует себя как партию, выступающую за индийский национализм, придерживаясь идеологии Хиндувта. Главной адресной группой являются индусы и, судя по продвижению идей рыночной экономики, экономически развитые слои населения.

Б. Общая география голосования

Bharatiya Janata Party получила наибольшую поддержку избирателей в западных анклавных союзных территориях Daman & Diu (65,49%) и Dadra & Nagar Haveli (46,43%) и штате Gujarat (46,52%), где традиционно голосуют за Bharatiya Janata Party по большей мере благодаря харизматичному региональному лидеру партии D.Modi. Менее всего (без учета нулевых показателей) партия набрала голоса в союзной территории Lakshadweep (0,63%), представляющей из себя островную периферийную территорию; и в северо-восточном периферийном горном штате Sikkim (1,77%), население которого в большинстве составляют непальцы, а средний душевой доход является одним из самых высоких по Индии.

В. Концентрация голосов

Исходя из данных таблицы, наибольшая концентрация избирателей, голосовавших за данную партию, находится в крупных штатах Karnataka, Uttar Pradesh, Gujarat, о которых речь шла выше, и в крупном штате Madhya Pradesh, который граничит с Uttar Pradesh и Gujarat, и определяется довольно большой концентрацией племенного населения и таких социальных слоев как Scheduled Castes Scheduled Tribes. При этом наименьшее количество поддержавших партию сосредотачивается в штатах Sikkim и союзной территории Puducherry, состоящей из 4 не граничащих друг с другом анклавов в штатах Tamil Nadu, Andhra Pradesh, и Kerala.

Г. Влияние социетальных расколов

Коэффициент корреляции

Пирсона Спирмана
Доля сельского населения -0,135 -0,089
ВРП -0,032 0,187
Уровень грамотности -0,184 -0,212
Индуизм 0,527 0,584
Ислам -0,237 0,001
SC -0,101 -0,04
ST -0,332 -0,294
Доля занятых 0,278 0,246

По результатам, представленным в таблице, хорошо отслеживается этнокультурное размежевание: есть корреляция между конфессиональным большинством (индусы) и голосованием за BJP, что вполне объясняется идеологически – партия придерживается индийского национализма.

Д. Влияние географических факторов голосований

  • эффект друзей и соседей

Лидер партии – Rajnath Singh – по региональному происхождению принадлежит к Uttar Pradesh, где обучался и работал. Причем политическая карьера связана так же с этим штатом – избирался в органы законодательной власти от дистрикта Mizapur, занимал пост министра образования, а затем стал региональным лидером партии.

Uttar Pradesh – 17,50% (поддержка партии не очень высокая).

  • эффект соседства

Усиление поддержки за счет того, что BJP имеет сильные позиции в штате Gujarat (46,52%), наблюдается в союзных территориях – анклавах в этом штате Dadra & Nagar Haveli (46,43%) и Daman & Diu (65,49%).

3.2.3. Bahujan Samaj Party

А. Краткая характеристика актора

Bahujan Samaj Party была основана в 1984 году, чтобы представлять интересы Bahujans (означает “People in majority”), то есть интересы таких социальных слоев, как Other Backward Classеs, Scheduled Castes и Scheduled Tribes (социально и экономически неразвитые слои населения). Партия определяется как социалистическая, адресными группами которой являются вышеперечисленные слои населения (именно данная партия активно выступает за политику резервирования рабочих мест и квотированного представительства в парламенте Scheduled Castes и Scheduled Tribes) и религиозные меньшинства, такие как мусульмане, христиане, сикхи, буддисты.

Б. Общая география голосования

Существенную поддержку партия получила в штате Uttar Pradesh (27,42%), где наряду с Samajwadi Party она занимает прочные политические позиции; в северном Uttarakhand (15,24%), отделившемся от Uttar Pradesh только в 2000 году. Это также граничащий с ним штат Haryana (15,74%) и союзная территория Chandigarh (17,88%), которая является его административным центром, где около половины населения составляют религиозные меньшинства. Менее всего за партию голосовали в юго-восточном штате Tamil Nadu, где сильно развит партийный регионализм, и периферийных союзных территориях Andaman & Nicobar Islands и Puducherry.

В. Концентрация голосов

Избиратели, оказавшие поддержку данной партии, в основном сконцентрированы, как видно из таблицы, в штате Uttar Pradesh (целых 59%), а менее всего приверженцев Bahujan Samaj Party проживает в союзных территориях Dadra & Nagar Haveli и Puducherry.

Г. Влияние социетальных расколов

Коэффициент корреляции:

Пирсона Спирмана
Доля сельского населения -0,207 -0,111
ВРП 0,205 0,499
Уровень грамотности -0,241 -0,388
Индуизм 0,278 0,405
Ислам -0,053 0,16
SC 0,455 0,619
ST -0,308 -0,412
Доля занятых -0,28 -0,215

Исходя из вышеприведенных показателей, можно наблюдать положительную связь между такими слоями населения, как SC (социально-экономическое размежевание), а так же индусами (этноконфессиональное размежевание) при голосовании за BSP, что можно интерпретировать через большую концентрацию избирателей данной партии в наиболее населенном штате Uttar Pradesh, где существенное количество составляют эти слои населения. По той же причине наблюдается отрицательная корреляция между ST и поддержкой BSP.

Д. Влияние географических факторов голосований

  • эффект друзей и соседей

Лидером партии является Mayawati, родившаяся в штате Uttar Pradesh, и занимающая на данный момент пост премьер-министра штата. Еще одним регионом, с которым тесно связана ее биография, является национальный столичный округ Дели, от которого неоднократно избиралась в Лок Сабху.

Uttar Pradesh – 24,42% (очень высокая поддержка) Bahujan Samaj Party

Таким образом, значим фактор персонализма – партия благодаря своему лидеру, который имеет прочные связи с локальным сообществом, получает поддержку от родного ему и соседних с ним регионов.

3.2.4. Communist Party of India (Marxist)

А. Краткая характеристика актора

Communist Party of India (Marxist) (генеральный секретарь – Пракаш Карат), основана еще в 1964 г. – выделилась из Коммунистической партии Индии (КПИ) после индийско-китайского военного конфликта 1962г. (члены созданной партии обвинили руководство КПИ в «ревизионизме»; в отличие от КПИ, ориентировавшейся на СССР, КПИ(М) в большей степени ориентировалась на КНР). Идеологически партия позиционирует себя как социалистическую и коммунистическую (марксизм-ленинизм), защищая права рабочего класса и стремясь к достижению диктатуры пролетариата. Таким образом, целевая аудитория данной партии – рабочий класс.

Б. Общая география голосования

Наибольших успехов на выборах партия достигла в штатах West Bengal (33,10%) и Kerala (30,48%), а также периферийном северо-восточном штате Tripura (61,69%), который характеризуется довольно высоким уровнем образования. Менее всех партию поддержали в штатах Karnataka (0,07%), Madhya Pradesh (0,03%) и Uttar Pradesh (0,02%).

В. Концентрация голосов

В штатах West Bengal и Kerala проживает в совокупности более 85% избирателей данной партии, а наименьшая концентрация приверженцев Communist Party of India (Marxist) сосредоточена в штате Uttarakhand и союзной территории Andaman & Nicobar Islands.

Г. Влияние социетальных расколов

Коэффициент корреляции

Пирсона Спирмана
Доля сельского населения -0,178 -0,209
ВРП 0,211 0,014
Уровень грамотности 0,260 0,302
Индуизм -0,425 -0,222
Ислам 0,566 0,279
SC -0,41 -0,344
ST 0,370 -0,076
Доля занятых -0,345 -0,244

По сути, корреляция между социально-экономическими и культурными составляющими и голосованием за данную партию практически отсутствует, что, прежде всего, связано с историческими традициями: довольно длительный период времени (десяток – несколько десятков лет) в западном штате Kerala и северо-восточных West Bengal и Tripura (штаты, где существенную долю в экономике занимает производство) очень сильные позиции занимает Communist Party of India (Marxist). Поскольку партия придерживается секуляризма, можно наблюдать небольшую положительную корреляцию между исповеданием ислама (конфессиональное меньшинство) и голосованием за эту партию.

Д. Влияние географических факторов голосований:

  • · эффект друзей и соседей

Генеральный секретарь партии – Prakash Karat, родился в Бирме, но происходит из социально и экономически развитой касты Nairs, представители которой проживают в штате Kerala; жил и учился в соседнем штате Tamil Nadu, с 1970 г. стал помощником легендарного лидера партии из штата Kerala, чем объясняется такая высокая поддержка партии в данном регионе.

Kerala – 30,48% (высокий показатель)

Довольно значимым оказывается эффект друзей и соседей, также, как и традиционное голосование за левый фронт, что исторически выявляется политической историей регионов.

3.2.5. Samajwadi Party

А. Краткая характеристика актора

Samajwadi Party (переводится как социалистическая партия) была основана в 1992 году в штате Uttar Pradesh, то есть она является региональной партией, в отличие от рассмотренных выше. Она идентифицирует себя как партию демократических социалистов, целевой группой которой стали так называемые Other Backward Castes и мусульмане, то есть социальное и конфессиональное меньшинство.

Б. Общая география голосования

Являясь региональной партией в Uttar Pradesh, Samajwadi Party получила там максимальную поддержку (23,26%), а наименьшую – в Andhra Pradesh (0,01%).

В. Концентрация голосов

Практически все избиратели (более 90%) данной партии сосредоточены в штате Uttar Pradesh, а менее всего приверженцев Samajwadi Party проживает в северных граничащих друг с другом штатах Himachal Pradesh и Jammu & Kashmir, конфессиональное большинство в котором составляют мусульмане.

Г. Влияние социетальных расколов

Коэффициент корреляции

Пирсона Спирмана
Доля сельского населения 0,094 -0,106
ВРП 0,334 0,630
Уровень грамотности -0,226 -0,309
Индуизм 0,122 0,404
Ислам 0,038 0,322
SC 0,224 0,392
ST -0,192 -0,376
Доля занятых -0,228 -0,077

Наблюдается корреляция голосования за данную партию по социально-экономическому признаку (положительная (0,392) в случае с scheduled castes, поскольку они составляют в штате Uttar Pradesh 21,15% и отрицательная в случае с scheduled tribes, что может быть объяснено практически отсутствием данного слоя населения в штате). Кроме того, чем ниже уровень грамотности, тем больше поддержка партии, что объясняется через корреляцию голосования scheduled castes, в большой степени неграмотной части населения.

Д. Влияние географических факторов голосований

  • · эффект друзей и соседей

Лидер партии – Mulayam Singh Yadav, влиятельная фигура в штате Uttar Pradesh, биография которого тесно связана с этим штатом: региональное происхождение, политическая карьера ( занимал пост премьер-министра).

Uttar Pradesh – 23,26% (максимальный результат).

Данные свидетельствуют о том, что на поддержку SP сильное влияние оказывает эффект персонализма и эффект друзей и соседей, а партия определяется как сильная региональная.

3.2.6. Communist Party of India

А. Краткая характеристика актора

Communist Party of India была основана в 1920 году как подпольное коммунистическое движение. По уставу, партия руководствуется принципами демократического централизма, выступает за национальное единство, и, соответственно, против любой дискриминации (будь то религиозная, социальная и т.д.) и буржуазного национализма. Целевая аудитория партии довольно размывается: с одной стороны, это социально и экономически неблагоприятные слои населения, но с другой – отсутствуют конкретные указания на них.

Б. Общая география голосования

Наибольших успехов Communist Party of India достигла в северо-восточном периферийном штате Manipur (14,93%), около 80% населения которого проживает в сельской местности, а также около половины населения исповедует христианство; в юго-западном штате Kerala (7,44%), грамотность населения которого превышает 90%, и где «сосредоточился» конфессиональный плюрализм (довольно высока доля мусульман и христиан). Менее всего партию поддержали в штате Gujarat (0,09%) и национальном столичном округе Delhi (0,09%).

В. Концентрация голосов

Наибольшая концентрация избирателей, поддержавших Communist Party of India, сосредоточена в таких штатах как West Bengal и Kerala, а наименьшая – в национальном столичном округе Delhi и периферийном северо-восточном штате Meghalaya, конфессиональное большинство которого составляют христиане.

Г. Влияние социетальных расколов

Коэффициент корреляции:

Пирсона Спирмана
Доля сельского населения 0,083 0,064
ВРП -0,061 0,338
Уровень грамотности 0,172 0,218
Индуизм -0,087 0,039
Ислам 0,013 0,354
SC -0,166 0,068
ST -0,126 -0,368
Доля занятых -0,105 -0,223

Из таблицы видно, что есть небольшая положительная связь между исламом и голосованием за данную партию (этнокультурное размежевание), что может быть объяснено секулярной идеологией партии и мусульманским меньшинством.

Д. Влияние географических факторов голосований

  • эффект друзей и соседей

Генеральный секретарь партии – A.B.Bardhan, по региональному происхождению из города Nagpur штата Maharashtra (2 по численности населения штат), чья политическая карьера тесно связана с этим городом, откуда он неоднократно избирался в законодательное собрание.

Maharashtra – 0,11% (очень слабая поддержка партии).

По сути, эффект друзей и соседей практически не значим, а важным становится эффект исторически сложившейся поддержки левого фронта в определенных регионах.

3.3. Стабильность электорального пространства.

3.3.1. Потери и приобретения участников.

Ниже приведены наибольшие и наименьшие отклонения для наиболее значимых политических акторов:

Indian National congress: Mizoram (+65,58%), Puducherry (+49,01%), Daman & Diu (-20,54%).

Bharatiya Janata Party: Puducherry (-33,46%), Dadra & Nagar Haveli (+30,87%)

Bahujan Samaj Party: Chandigarh (+15,57%), Haryana (+10,76%), Daman & Diu (-2,07%).

Communist Party of India (Marxist): Andaman & Nicobar Islands (+1,52%), Tripura (-7,11%), West Bengal (-5,47%).

Samajwadi Party: Uttarkhand (-6,10%), Daman & Diu (+0,56%).

Communist Party of India: Manipur (+4,82%), Jharkhand (-2,64%).

3.3.2. Индекс электоральной устойчивости.

Индекс электоральной устойчивости
Indian National congress 100,40
Bharatiya Janata Party 57,31
Bahujan Samaj Party 20,22
Communist Party of India (Marxist) 9,35
Samajwadi Party 7,30
Communist Party of India 25,82

В общей сложности, можно заключить, что индийское электоральное пространство довольно неустойчиво.

3.4. Уровень регионального разнообразия.

3.4.1. Экстремумы и амплитуда.

Max Min Max-min
Indian National congress Mizoram (65,58%) Bihar (10,26%) 55,36%
Bharatiya Janata Party Daman & Diu (65,49%) Lakshadweep (0,63%) 64,86%
Bahujan Samaj Party Uttar Pradesh (27,42%) Puducherry (0,6%) 27,36%
Communist Party of India (Marxist) Tripura (61,69%) Uttar Pradesh (0,02%) 61,67%
Samajwadi Party Uttar Pradesh (23,36%) Andhra Pradesh (0,01%) 23,35%
Communist Party of India Manipur (14,93%) Gujarat (0,09%) 14,84%

3.4.2. Параметрические показатели вариации.

Дисперсия Стандартное отклонение Коэффициент вариации (2009 и 2004 гг. соответственно)
Indian National Сongress 175,39 13,24 0,36 (-0,15) 0,51
Bharatiya Janata Party 350,58 18,72 0,83 (+0,14) 0,69
Bahujan Samaj Party 37,61 6,13 1,65 (-0,10) 1,75
Communist Party of India (Marxist) 155,91 12,49 3,12 (-0,06) 3,18
Samajwadi Party 15,43 3,93 4,26 (+1,09) 3,17
Communist Party of India 2,80 7,86 2,28 (+0,22) 2,06

Таким образом, из таблицы видно, что коэффициент вариации очень высок для таких партий, как Samajwadi Party, Communist Party of India (Marxist), Bahujan Samaj Party, Bharatiya Janata Party – т.е. средние показатели коэффициента встречаются только у Indian National congress.

При этом, сравнивая индекс регионального разнообразия по результатам голосования в 2004 г. (4,51) и 2009 г. (3,94), можно сделать вывод, что «политическое» разнообразие индийских штатов и союзных территорий снижается.

В целом на протяжении двух электоральных циклов региональное разнообразие очень высокое, не считая средних показателей наиболее крупной партии, Indian National congress, причем у более крупных партий индекс регионального разнообразия снижается, а у менее «популярных» – растет.

3.4.3. Типичные и девиантные регионы.

Наиболее типичными регионами являются следующие (по значениям евклидова расстояния, скорректированного на число акторов):

  • · Jammu & Kashmir (0,36): мусульманский периферийный штат на северо-западе
  • · Punjab (0,41): сикхийский штат на северо-западе
  • · Assam (0,42): периферийный штат на северо-востоке
  • · Manipur (0,45): христианский периферийный штат на северо-востоке
  • · Rajasthan (0,45): штат с большой долей буддистов на северо-западе

Все они находятся в северной части Индии (северо-восток и северо-запад) и имеют относительно небольшую площадь; за исключением Punjab имеют схожие показатели ВРП на душу населения; не считая Rajasthan, не имеют абсолютного большинства индусов. Здесь проживают культурно-конфессиональные меньшинства (голосование за INC и BJP варьируется 30-40% и 10-20% соответственно).

Наиболее девиантнами регионами являются следующие (по значениям евклидова расстояния, скорректированного на число акторов):

  • · Tripura (2,04): северо-восточный регион, где проживает 50% SC и ST, исторически поддерживающий левый фронт.
  • · West Bengal (1,46): северо-восточный штат с мусульманскими меньшинствами, традиционно голосующий за левый фронт.
  • · Lakshadweep (1,25): мусульманская островная союзная территория на юго-западе, поддерживающая левый фронт
  • · Kerala (1,10): юго-западный индустриальный штат, где проживают мусульманские меньшинства, исторически голосующий за левый фронт.
  • · Tamil Nadu (1,09): юго-восточный штат с ярко-выраженными региональными партиями.

Данные регионы можно разделить на две географические группы: южные и северо-восточные; с высоким уровнем грамотности. Это экономически развитые индустриальные регионы, в которых исторически сильные позиции занимает левый фронт или мощные региональные националистические партии.

3.5. Выводы.

Итак, в заключении можно сделать следующие выводы.

Во-первых, несмотря на существенное увеличение количества участвующих в выборах партий, политическая конкуренция падает и партийную систему можно охарактеризовать как систему ограниченного плюрализма. Однако, исходя из выше представленных данных, только INC можно отнести к реально общенациональной партии, которая имеет какую-либо поддержку в каждом регионе. Кроме того, партийную систему на протяжении последних электоральных циклов, с учетом тренда образования коалиций, можно отнести к той, чья консолидация увеличивается, независимо от числа участвующих партий. Тем не менее, в Индийской республике функционирует некоторое количество очень сильных региональных партий, что говорит о довольно высоком уровне поляризации партийной системы.

Во-вторых, общий политический итог выборов по большей мере остается довольно стабильным, однако электоральное пространство Индийской республики довольно разнообразно, его условно можно разделить на следующие составляющие:

1)                      Периферийные регионы, где проживают конфессиональные и культурные меньшинства, и голосование идет преимущественно за INC в виду отсутствия сильных региональных партий;

2)                      Центральные регионы с существенным преобладанием индусов, поддерживающих BJP;

3)                      Экономически развитые индустриальные регионы, в которых сильны позиции левого фронта; или в случае преобладания одного крупного этноса в регионе – наличие мощных региональных (национальных) партий.

Однако в связи с низкой явкой, трудно проводить корреляции, поэтому зависимость между голосованием за какую-либо партию от социально-экономических или культурных составляющих прослеживается преимущественно у INC (преимущественно социально-экономические размежевания) и у BJP (культурно-конфессиональное размежевание).

4. Источники.

1)      Официальный сайт избирательной комиссии Индийской республики: http://eci.nic.in;

2)      Официальный сайт Indian National Congress: http://www.aicc.org.in/new;

3)      Официальный сайт Bharatiya Janata Party: http://bjp.org;

4)      Официальный сайт Bahujan Samaj Party: http://www.bspindia.org;

5)      Официальный сайт Communist Party of India (Marxist): http://cpim.org;

6)      Официальный сайт Samajwadi Party: http://www.samajwadipartyindia.com;

7)      Официальный сайт Communist Party of India: http://www.cpindia.org;

8)      Официальный сайт нижней палаты (Лок Сабха) Парламента Индийской республики: http://loksabha.nic.in;

9)      Сайт переписи населения 2001 года: http://censusindia.gov.in;

10)  Сайт Freedom House: http://www.freedomhouse.org/template.cfm?page=1;

11)   Сайт World Value Survey: http://www.worldvaluessurvey.org;

12)   Сайт Human Development Reports: http://hdr.undp.org/en/statistics;

13)   Сайт The Happy Planet Index: http://www.happyplanetindex.org.

5. Приложение.

5.1. Гистограммы.

shishorina-india-inc

Распределение близкое к нормальному, однако, есть небольшая левая асимметрия (показатель Skewness=-0,28) и небольшой эксцесс (показатель Kurtosis =-0,38)

shishorina-india-bjp

Данное распределение нельзя охарактеризовать как нормальное: на графике видно наличие неоднородности совокупности – есть две неравных по численности группы индийских регионов, чьи избиратели существенно различаются между собой по степени поддержки данной партии. При этом для партии характерно наличие выбросов – поддержка в 60-70%.

Так же, как и у предыдущей партии, BJP отличается довольно малыми показателями правой асимметрии (0,42) и небольшим эксцессом (-1,06).

shishorina-india-bsp

Распределение характеризуется отклонением от нормального: есть пара групп избирателей, которые в большей степени, по сравнению с остальными, поддерживают BSP (15-20% и 25-27,5%); также видна правая асимметрия (Skewness=2,53) и наличие эксцесса (Kurtosis=6,57).

shishorina-india-cpm

Данное распределение так же нельзя назвать нормальным, оно характеризуется наличием нескольких выбросов (поддержка партии в 30-40% и 60-70%). Кроме того, довольно большие показатели правой асимметрии (3,74) и эксцесса (14,47) в районе 0-10%, что свидетельствует о стабильном, но невысоком голосовании за CPM.

shishorina-india-sp

Распределение имеет значительные отклонения от нормального: есть один существенный выброс в районе 22,5-25%, поскольку партия является региональной, в отличие от остальных, (штат Uttar Pradesh, где базируется SP); довольно высок показатель правой асимметрии (5,73) и очень высок показатель эксцесса (33,40) в районе 0-5%, что объясняется политическим статусом партии, о котором шла речь выше.

shishorina-india-cpi

Распределение имеет отклонения от нормального: присутствует выброс при показателях 13-15%; кроме того отмечается правая асимметрия (Skewness=3,96) и большой эксцесс (Kurtosis=17,58) в области 0-3%, что означает небольшую, но довольно стабильную в региональном плане, поддержку CPI – похоже на ситуацию с CPM.

5.2. Методологические указания.

5.2.1. Типы политических (гражданских) культур определяются по следующей таблице:

Наименование

типа

Ориентации на объекты

Система

Выход

Актор (Я)

Эмпирические индикаторы ориентаций

Субъективный политический интерес

Политическое доверие

Участие в политических акциях

Высокий

Средний

Низкий

Высокое

Низкое

Высокое

Низкое

Пассивные культуры

Приходская

+

+

+

Подчинения

+

+

+

Наблюдателей 4

+

+

+

Наблюдателей 3

+

+

+

Наблюдателей 2

+

+

+

Наблюдателей 1

+

+

+

Активные культуры

Протестная

+

+

+

Клиентелистская

+

+

+

Автономная

+

+

+

Гражданская

+

+

+

Участия

+

+

+

Гражданская участия

+

+

+

По: Heunks F., Hikspoors F. Political culture 1960-1990 // De Moor R. (ed.). Values in Western Societies. Tilburg, 1995.

5.2. Некоторые используемые формулы

  • Индекс Лааксо и Таагеперы:

formula-001

где v – доля голосов i-ой партии (все голоса =1).

  • Индекс Хуана Молинара:

formula-002

где N – индекс Лааксо и Таагеперы, – доля партии победителя.

  • Евклидово расстояние (от данного региона до «страны в целом»).

formula-003

Где х – процентные показатели участников выборов по данному региону, у – средние процентные показатели соответствующих акторов (среднее арифметическое от процентных показателей данного актора в регионах).

  • Евклидово расстояние, скорректированное на число акторов.

formula-004

  • Индекс электоральной устойчивости.

formula-005

где x и xt-1 – среднее арифметическое голосования за данную партию по регионам за последние и предыдущие выборы соответственно.


Один комментарий на ««Шишорина Анастасия Анализ результатов парламентских выборов апрель-май 2009 года в Индийской»»

  1. Аватар пользователя Ю.Ш.
    Ю.Ш.

    Мне, как непофессионалу в области политических исследований, приведенная в статье статиска выборов 2009 и 2004 годов и ее анализ показались весьма и весьма интересными. Большой фактический материал!
    Введение к статье, в котором бы кратко формулировались постановка задачи, цели и и методика проведения исследвания, было бы полезно.