Марина Леандрова. Анализ результатов президентских выборов 21 марта (4 апреля) 2009 года в Словацкой Республике

,

1. Институциональный дизайн и политическая культура.

1.1. Политическая система

Словакия – парламентская республика. В соответствии с Конституцией 1992 года, главой государства является президент, обладающий ограниченными компетенциями и выполняющий представительские функции. Большая часть полномочий исполнительной власти принадлежит премьер-министру, который назначается президентом и, как правило, является лидером политической партии, представляющей большинство в парламенте. Премьер-министр возглавляет Правительство – Высший орган исполнительной власти. Члены кабинета министров назначаются президентом, а состав Правительства формируется партией, получившей парламентское большинство. Высший законодательный орган страны – однопалатная Народная Рада Словацкой Республики, состоящая из 150 депутатов. Высший судебный орган республики – Конституционный Суд, члены которого в количестве 13 человек назначаются Президентом из нескольких кандидатур, предложенных парламентом. Отношения между ветвями власти строятся на основе системы сдержек и противовесов.

1.2. Избирательная система

Выборы главы государства осуществляются на основе избирательной системы мажоритарного типа с учетом правила абсолютного большинства со вторым туром. Президент избирается всеобщим прямым голосованием сроком на 5 лет (с 1999 года).

1.3. Политический режим

Словакия, по оценке Freedom House, классифицируется как государство с конкурентной демократической системой. Индекс политических и гражданских свобод государства равен единице. Политическая власть в таких государствах характеризуется как легитимная, а государственная политика преемственна на протяжении длительного временного отрезка. Свобода прессы в государстве оценивается как достаточно высокая, FH подчеркивает невмешательство правительства в деятельность государственных СМИ. Коррупция, по-прежнему, остается одной из главных проблем Словакии. В 2007 году страна оказалась на 49 месте из 180 возможных.

1.4. Политическая (гражданская) культура

Политическую культуру можно охарактеризовать как пассивную культуру наблюдателей со средними показателями политического доверия к власти и неактивным участием граждан в политических акциях. Это обусловлено низким относительно европейских государств индексом зависимости, свободы и удовлетворенности жизнью – 10 (1999 г. – 8, 1991 г. -7, 1990 г. – 4). Политическая активность словаков проявляется только в высоких показателях участия в выборах. Однако степень политического доверия в государстве находится на достаточно высоком среди восточноевропейских стран уровне – около 42%. Большая часть населения Словакии поддерживает существующий политический курс и считает, что демократия является единственно верным политическим режимом для развития страны, надеясь на ее дальнейшее развитие и укрепление на национальной почве.

1.5. Социально-экономическая ситуация

Руководство Словацкой Республики продолжает проводить прежний внутри- и внешнеполитический курс, основными приоритетами которого являются усиление протекционистской политики государства и дальнейшая интеграция в ЕС и НАТО. Основными предпосылками стремительного темпа роста экономики страны в течение последних нескольких лет следует назвать появление и активное развитие на национальном рынке мировых автопроизводителей и реформу в области налогового законодательства. Глобальный финансовый кризис практически не отразился на экономической ситуации внутри страны. Темпы роста основных экономических показателей снизились, однако, спада пока нет. Основной причиной устойчивости словацкой экономики аналитики называют отсталость национальной экономики и низкий уровень личной и корпоративной задолженности. Индекс человеческого развития ООН Словакии составляет 0,872, страна занимает 42 позицию в списке из 182 стран, что является высоким результатом для стран Центральной и Восточной Европы. Словакия относится к категории стран с удовлетворительным экологией, состояние экологии в государстве оценивается мировым сообществом в 43,5 балла.

2004 2005 2006 2007 2008
ВВП (млн. евро) 45 211 49 315 42 970 61 501 64 323
Индекс ВВП (%) 111,3 109,1 108,5 111,7 112,1
Номинальный месячный доход (SKK) 15825 17274 18761 20146 21782
Индекс номинальных доходов(%) 110,2 109,2 108 107,2 108,1
Количество безработных (чел.) 427,5 353,4 235,1 214,9
Количество безработных (%) 16,2 13,3 8,4 7,7

2. Общие результаты выборов и динамика.

2.1. Политический итог выборов

Последние президентские выборы в Словакии проходили в два тура, но их итог аналитики достоверно предсказали еще до начала голосования. Одержав победу в 59 избирательных округах, президентом снова стал Иван Гашпарович. Он получил 46,7% и 55,53% голосов избирателей в первом и втором турах соответственно. Тем не менее, оппозиция во главе с Иветой Радичовой, набравшей большинство голосов в 21 округе, считает, что президентские выборы оказались успешными, а результаты превзошли ожидания. За И.Радичову проголосовало свыше 1 миллиона жителей Словакии (38,05% – первый тур, 44,46% – второй тур), что вселяет в оппозиционные ряды определенный оптимизм. Относительно удачно выступили другие два кандидата – Франтишек Миклошко (5,41%) и Сусана Мартинакова (5,12%). Остальные кандидаты довольствуются намного более скромными результатами: М.Мелник – 2,45%, Д.Боллоева – 1,13 % и М.Сидор – 1,11%.

2.2. Электоральная активность и ее динамика

Явка первый тур – 43,6% (1 893 439 чел.). Явка второй тур – 51,67% (2 242 132 чел.). 2009 год.

Явка первый тур – 47,9% (2 015 889 чел.). Явка второй тур – 43,5% (1 839 121 чел.). 2004 год.

В целом электоральная активность населения осталась на прежнем уровне, достаточно высокий показатель активности населения во втором туре голосования на выборах 2009 года можно объяснить неочевидностью итогов избирательной кампании и активной мобилизацией претендентов на президентский пост, в особенности оппозиционного кандидата, своих электоральных ресурсов.

2.3. Общенациональные итоги голосования

Кандидат Количество голосов Процент голосов
И.Гашпарович 1 тур 884 236 (449 140; +435 095) 46,7 % (22,28 %; +24,42 %)
2 тур 1 051 427 (1 207 719; -156 292) 55,53 % (59,91%; +4,38%)
И.Радичова 1 тур 720 453 38,05%
2 тур 841 823 44,46%
Ф.Миклошко 102 435 (131 234; -28 799) 5,41 % (6,51 %; -1,1%)
С.Мартинакова 96 944 5,12%
М.Мелник 46 389 2,45%
Д.Боллоева 21 395 1,13%
М.Сидор 21 017 1,11%

2.4. Политический плюрализм и структура партийной системы

Индекс Лааксо и Таагеперы = 2,7 (4,34 в 2004 г.).

Индекс Хуана Молинара = 2,1 (5,46 в 2004 г.).

Расчет индексов проводился для первых туров голосования.

Оба результата указывают на эффективное число кандидатов на президентских выборах. Недостатки первого из них компенсируются вторым индексом, в результате чего можно констатировать наличие двух эффективных претендентов на президентский пост – И.Гашпаровича и И.Радичовой. Существенное снижение индексов в период с 2004 года свидетельствует о сокращение эффективных политических акторов и разделении электорального поля на две сильно отличающиеся группы.

Партийная система Словакии отличается высокой степенью фрагментации и состоит в основном из политических партий малой и средней величины. В стране нет так называемой «партии власти», но повсеместной поддержкой и наибольшим влиянием на политическую ситуацию в стране пользуются в настоящее время находящаяся у власти партия SMER («Курс – социальная демократия») и оппозиционная правящему режиму SDKÚ – DS («Словацкий демократический христианский союз»). Таким образом, в соответствии с классификацией, предложенной Дж. Сартори, партийную систему Словакии можно отнести к системе ограниченного плюрализма.

3. Географические итоги выборов.

3.1. География явки.

Президентские выборы, в отличие от парламентских, традиционно не привлекают повышенного внимания избирателей Словакии. Средняя явка избирателей по стране составила 46,7% и 51,67% в первом и втором турах соответственно. В целом, запад страны оказался более активным, чем восток. Наиболее активными в первом туре голосования оказались избиратели некоторых округов столицы и жители Турчьянске Теплице. Активность электората в этих районах переступила 50-% рубеж. Высокая явка так же была зафиксирована в центральных районах Словакии. Следует отметить высокую степень корреляции между активностью избирателей и поддержкой оппозиционных кандидатов. Самую низкую явку продемонстрировали окраинные районы страны, сосредоточенные на юго-востоке, – Требишов, Михаловце, Снина, Ревуца. Данные электоральные районы Словакии отличаются средней степенью поддержки основных участников предвыборной гонки.

Во втором туре голосования наиболее активными оказались избиратели Дунайская Стреда и Полтар, в них явка превысила 60-%. Эти территории продемонстрировали высокие результаты поддержки двух основных кандидатов на президентский пост – И.Радичовой и И.Гашпаровича, соответственно. Это свидетельствует о высокой степени мобилизации основных электоральных ресурсов и влиянии на итоги избирательной кампании географических факторов, в частности «эффекта друзей и соседей». Самыми низкими оказались результаты территорий, расположенных на северо-востоке страны.

3.2. География голосования.

В президентской избирательной кампании участвовали 7 кандидатов: действующий президент Иван Гашпарович, экс-министр труда Ивета Радичова, депутат парламента Франтишек Миклошко, Милан Мелник, Сусана Мартинакова, Дагмар Боллова и Милан Сидор. Существенную поддержку электората получили лишь два претендента на президентское кресло – Иван Гашпарович и Ивета Радичова. Кроме выступлений И.Гашпаровича и И.Радичовой, относительно успешными можно назвать результаты Ф.Миклошко и С.Мартинаковой.

3.2.1. Иван Гашпарович

Иван Гашпарович родился 27 марта 1941 в городе Полтар, опытный политик, своевременно реагирующий на политические вызовы и меняющуюся конъюнктуру политического поля. В 1965—1966 работал в областной прокуратуре в городах Мартин и Тренчин. В 1992—2002 — член партии Движения за демократическую Словакию (ДЗДС), возглавляемой премьер-министром (1990—1991 и 1992—1998) Владимиром Мечьяром, был одним из его ближайших соратников. С 2002 — лидер партии Движение за демократию, стал политическим оппонентом В.Мечьяра. С 15 июня 2004 — президент Словацкой республики. В ходе первого тура президентских выборов, состоявшихся 3 апреля 2004, за него проголосовали 22,28 % избирателей (второе место после В.Мечьяра). 17 апреля 2004 победил во втором туре президентских выборов, получив 59,91 % голосов избирателей. Основу его поддержки составляли проевропейски настроенные словаки, приверженцы демократии, оппозиционно настроенные к В.Мечьяру в силу его авторитарности. Они считали, что в случае его победы Словакия будет дискредитирована в глазах прогрессивной европейской общественности

На выборах 2009 года И.Гашпарович опирался на активную поддержку партий действующей правительственной коалиции – “Курс – Социал-демократия” и Словацкой национальной партии. Среди его сторонников популярный у избирателей премьер-министр Словакии, Роберт Фицо, что значительно усилило позиции главы государства в период проведения предвыборной кампании.

Поддержка И.Гашпаровича относительно равномерно распределена по всей территории Словакии. Исключение составляют юго-западные районы (районы проживания этнических венгров, Братислава) и несколько групп регионов в центральной и восточной части страны, характеризующиеся повышенным голосованием за данного кандидата. Наибольшие показатели – родной город И.Гашпаровича – Полтар (72,55%), Кисуцке Нове Место (69,58%), Чадца (69,55%). Минимальный результат – Дунайская Стреда (6,26%), Комарно (15,51%). Концентрация электората И.Гашпаровича относительно невысокая, наибольшие показатели – Братислава (6,35%), Кошице (4,45%), Жилина (3,78%).

За действующего президента Ивана Гашпаровича голосовали в основном люди старшего возраста, а также жители сельских районов, не обладающие высоким достатком. Против него оказались жители крупных городов, сторонники находящихся в оппозиции правоцентристских партий и население районов компактного проживания венгерских меньшинств. Венгры традиционно имеют собственного фаворита на федеральных выборах. Одним из ключевых лозунгов предвыборной кампании президента был следующий: «Главу государства не должна избирать «богатая Братислава» и словацкие венгры». Достаточно очевидным является влияние географических факторов голосования на результат И.Гашпаровича, в частности, сильное влияние на исход выборов оказали «эффект друзей и соседей» и «эффект избирательной кампании».

Коэффициенты корреляции Городское население Доход Словаки Венгры Чехи, Мораване Греко – католики Православные
Пирсон -0,405 -0,461 0,584 -0,647 -0,318 0,66 0,64
Спирман -0,298 -0,443 0,528 -0,686 -0,294 0,69 0,67

3.2.2. Ивета Радичова

Кандидатуру Иветы Радичовой поддерживает “правая” парламентская оппозиция. Ее выдвинул “Словацкий демократическая и христианская уния – Демократическая партия”, возглавляемая бывшим премьер-министром Микулашом Дзуриндой, являющимся одним из наиболее последовательных критиков левоориентированной политики правительства премьер-министра Роберта Фицо. Именно жители регионов, где живут этнические венгры, в первом туре отдали свои голоса Ивете Радичовой. Так же она получила поддержку жителей крупных городов и городского населения в целом, электоральная база кандидата включает в себя подавляющую часть населения двух крупнейших городов Словакии – Братиславы и Кошице. Максимальный процент голосов избирателей И.Радичова получила в Дунайская Стреда (88,54%), высокие результаты она продемонстрировала в Комарно (78,65%) и Шаля (60, 27%). В этих же районах концентрация поддержки И.Радичовой достигает наибольших показателей Братислава (14,11%), Кошице (7,88%) , Дунайская Стреда (5,28%). Один из самых низких показателей – Полтар (15,55%), Чадца (14,85%), Медзилаборце (14,44%). Наиболее активными в голосовании за данного кандидата оказались южные регионы Словакии.

Коэффициенты корреляции Городское население Доход Словаки Венгры Греко-католики Православные
Пирсон 0,355 0,430 -0,652 0,737 -0,65 -0,64
Спирман 0,321 0,500 -0,517 0,780 -0,71 -0,68

3.2.3. Франтишек Миклошко

Франтишек Миклошко – депутат парламента государства, один из наиболее опытных словацких политиков, активно действующих на национальной политической сцене со времен “бархатной” революции ноября 1989 года. Его кандидатуру выдвинула партия “Консервативные демократы Словакии”. Среди электората Ф.Миклошко преобладают жители северо-востока страны. Наибольшие показатели – Наместово (14,31%), Тврдошин (13,98%), Левоча (12,2%). Наименьший результат – Комарно (1,14%), Рожнява (1,28%), Ревуца (1,24%). Концентрация электората достигает своих пределов в следующих регионах – Братислава (12,64%), Кошице (6,42%), Прешов (5,54%).

Коэффициенты корреляции Городское население Старшее поколение Словаки
Пирсон 0,091 -0,377 0,443
Спирман 0,215 -0,334 0,317
Коэффициенты корреляции Католики Лютеране Реформаторы Греко-католики Православные
Пирсон 0,37 -0,32 -0,43 -0,41 -0,53
Спирман 0,30 -0,29 -0,57 -0,41 -0,27

3.2.4. Сусана Мартинакова

В борьбе за президентское кресло также участвовала председатель политического движения “Свободный форум” Сусана Мартинакова. Относительно активной поддержкой электората С.Мартинакова пользовалась в центральной и восточной части Словакии. Самые неудачные результаты были получены кандидатом в районе проживания этических венгров. Наибольшие результаты – Пухов (7,34%), Гуменне (6,49%), Жьяр-над-Гроном (6,4%). Максимальный показатель концентрации голосов избирателей – 9,11% (Братислава). Наименьший результат – Дунайская Стреда (1,81%), Комарно (2,82%), Нове Замки (3,69%). Для С.Мартинаковой в наибольшей степени характерен раскол по национальному признаку. Ей, как и избранному президенту, симпатизируют граждане словацкой национальности.

Коэффициенты корреляции Словаки Венгры Лютеране Православные
Пирсон 0,587 -0,687 -0,32 0,36
Спирман 0,248 -0,367 -0,29 0,21

***

Итак, в соответствии с результатами кластерного анализа, электоральную структуру Словакии можно представить в виде четырех групп:

Первый кластер – самый многочисленный, в него входят 32 территории (Бановце-над-Бебравоу, Илава, Миява, Новое Место-над-Вагом, Партизанске, Поважска Бистрица, Прьевица, Пухов, Топольчаны, Злате Моравце, Битца, Чадца, Кисуцке Нове Место, Наместово, Турчьянске Теплице, Тврдошин, Брензо, Детва, Крупина, Полтар, Жарновица, Бардейов, Гуменне, Медзилаборце, Сабинов, Снина, Стара Любовня, Стропков, Свидник, Вранов-над-Топлеу, Гелница, Собранце), большая часть которых находится на северо-востоке государства. В эту группу входит большая часть периферийных районов Тренчинского и Жилинского края. Их население характеризуется высокой степенью консервативности, абсолютным превосходством представителями католической конфессии над остальными, сравнительно невысоким уровнем дохода на душу населения. Электорат вышеперечисленных районов отдает предпочтение И.Гашпаровичу (около 60%). Его превосходство над И.Радичовой здесь наиболее заметно, разрыв составляет около 40%. Так же территории характеризуются относительно высокой степенью поддержки двух других кандидатов – Ф.Миклошко и З.Мартинаковой.

Вторая группа включает в себя 27 электоральных районов – Малацки, Пезенок, Глоговец, Пьештяны, Сеница, Скалица, Трнава, Тренчин, Нитра, Долны Кубин, Липтовски Микулаш, Мартин, Ружомберок, Жилина, Банска Бистрица, Банска Штьявница, Ревуца, Вельки Кртиш, Зволен, Жьяр-над-Гроном, Кежмарок, Левоча, Попрад, Прешов, Михаловце, Спишска Нова Вес, Требишов. Все они сосредоточены преимущественно на северо-западе и в центральной части Словакии, и представляют собой полупериферийные территории. Здесь наиболее полно представлены Трнавский и Банскобистрицкий края. Данная группа территорий демонстрирует уже не столь явное преимущество избранного президента над его основным противником, при среднем уровне в 50% у И.Гашпаровича, поддержка И.Радичовой составляет 34%. В круге предпочтений электората второго кластера так же находится кандидатура Ф.Миклошко, который добился в этой группе наибольшего успеха.

Существенным отличием третьего и четвертого кластеров от первых двух является преимущество И.Радичовой над И.Гашпаровичем. Третий кластер объединяет в себе 18 территорий (Братислава I, Братислава II, Братислава III, Братислава IV, Братислава V, Сенец, Галанта, Левице, Нове Замки, Шаля, Лученец, Римавска Собота, Кошице I, Кошице II, Кошице III, Кошице IV, Кошице – периферия, Рожнява). Традиционный результат И.Радичовой в этой группе – около 50%, при отставании И.Гашпаровича на 20%. Голосование за остальных участников предвыборной гонки в данной группе находится на среднем уровне. Среди избирателей в третьем кластере преобладает городское население с относительно высоким уровнем дохода, проживающее преимущественно в Братиславском и Кошицком краях.

Четвертая совокупность территорий не является спорной для выделения в отдельный кластер, несмотря на ее немногочисленность (две территории – Дунайская Стреда и Комарно), данные территории обладают яркими признаками. Процент, полученный И.Радичовой в данных районах, превышает 70-% барьер. Результаты, продемонстрированные Дунайская Стреда и Комарно, являются беспрецедентными для первого тура голосования. Очевидно, остальные претенденты на президентское кресло получают самые скромные проценты среди всех четырех групп. Причинами такого голосования является компактное проживание венгерских меньшинств, активно поддерживающих И.Радичову, на юге страны.

Таким образом, наиболее значимыми и ярко выраженными электоральными расколами в Словакии являются межэтнический раскол и раскол центр-периферия, которые оказывают существенное влияние на образование противостояния Севера и Юга страны. Голосование за кандидатов так же обладает высокой степенью корреляции с конфессиональной принадлежностью электората, но по причине крайне низкой степени разнообразия представительства религиозных направлений в Словакии и большой разнице в количестве последователей того или иного направления, данный раскол нельзя отнести к числу первостепенных. Остальные размежевания (генетические и проч.) не существенны для Словацкой Республики, так как выбор приоритетов той или иной территории практически от них не зависит.

3.3. Стабильность электорального пространства.

3.3.1. Потери и приобретения участников.

Несмотря на изменившееся положение И.Гашпаровича на лево-правом спектре политических сил, его выступление на прошедших выборах можно назвать достаточно успешным. Правильно проведенная предвыборная кампания свидетельствует о профессионализме и высоком уровне компетенции сотрудников избирательного штаба кандидата. Результаты первого тура показали увеличение поддержки И.Гашпаровича по сравнению с итогами выборов 2004 года во всех регионах Словакии. Более чем на 40 процентных пунктов выросла поддержка электората в Чадце (43,64%), Собранце (41,73%), Топольчанах (41,61%). Незначительные увеличения процента зафиксированы в районах проживания венгерского этноса – Дунайская Стреда (0,7%), Комарно (4,52%), что объясняется наличием другого приоритетного кандидата у данных территорий и особенностями проведения избирательной кампании И.Гашпаровича. При сравнении абсолютных показателей одобрения кандидата избирателями, следует отметить снижение поддержки И.Гашпаровича только в одном регионе – его родном городе Полтаре (-394 чел.).

Во втором туре результаты И.Гашпаровича намного менее удачны, что говорит о наличии сильного оппозиционного кандидата. Поддержка И.Гашпаровича в сравнении со вторым туром выборов 2004 г. снизилась практически в половине электоральных районов страны, более 30 процентов одобрения электората действующий президент потерял в традиционно слабых для него территориях – Дунайской Стреде, Комарно, Братиславе и Кошице.

3.3.2. Индекс электоральной устойчивости.

Индекс электоральной устойчивости (И. Гашпарович) составляет 81,58.

Индекс электоральной устойчивости (Ф.Миклошко) составляет 23,92.

3.3.3. Общая оценка стабильности электорального пространства.

Электоральное пространство Словакии характеризуется высокой степенью стабильности. Несмотря на непостоянство активности и партийной принадлежности политических акторов, электорат определился с собственными предпочтениями. Уровень доверия к президенту и одобрения проводимого его командой политического курса повысился, что отразилось в повсеместном повышении поддержки И.Гашпаровича. По-прежнему на территории государства остаются районы, имеющие собственных фаворитов на выборах, но и жители этих регионов более активно, по сравнению с предыдущими выборами, поддерживали действующего президента. Возможно, результат И.Гашпаровича в крупные городах и районах проживания венгерского этноса можно было улучшить, использовав в предвыборной кампании менее агрессивные средства и лозунги, однако это могло оказать негативное воздействие на итог голосования в относительно типичных для страны регионах.

3.4. Уровень регионального разнообразия

3.4.1. Экстремумы и амплитуда.

Минимум Максимум Размах
Д.Боллоева 0,35 3,53 3,18
И.Гашпарович 6,26 72,55 66,29
З.Мартинакова 1,81 7,34 5,53
М.Мелник 0,86 5,65 4,79
Ф.Миклошко 1,14 14,31 13,17
И.Радичова 14,44 88,54 74,10
М.Сидор 0,26 6,98 6,72

3.4.2. Параметрические показатели вариации.

Голосование за каждого из значимых участников предвыборной гонки обладает нормальным распределением. Все гистограммы обладают свойством унимодальности и характеризуются отсутствием выбросов. Однако мы можем видеть наличие правых и левых асимметрий на диаграммах.

Причиной появления асимметрий на гистограммах является нетипично высокая для страны в целом поддержка И.Радичовой на юго-западных окраинах страны в районах проживания венгров. В частности, образованию асимметрий способствуют две территории – Дунайская Стреда и Комарно, в которых процент, полученный И.Радичовой, составил соответственно 88,5% и 78,6%. Следствием этого стал низкий уровень поддержки остальных кандидатов в вышеназванных территориях, что и привело к появлению правой асимметрии на гистограмме распределения поддержки И.Радичовой и левых асимметрий на гистограммах поддержки И.Гашпаровича и З.Мартинаковой. Данная особенность электорального поля Словакии сохраняется и во втором туре голосования, что в очередной раз доказывает существование размежевания по этническому признаку в государстве.

О степени единообразия электоральных территорий Словацкой Республики можно судить по показателям и коэффициентам, представленным в таблицах: дисперсия, стандартное отклонение, коэффициент вариации, обобщающий показатель разнообразия.

Дисперсия Стандартное отклонение Коэффициент вариации
Д.Боллоева 0,23 0,48 0,39
И.Гашпарович 170,37 13,05 0,26
З.Мартинакова 0,81 0,90 0,17
М.Мелник 1,01 1,01 0,38
Ф.Миклошко 8,10 2,85 0,52
И.Радичова 231,16 15,20 0,44
М.Сидор 1,05 1,02 0,77

В соответствии с ними наименее типичным и наиболее спорным кандидатом президентской кампании оказалась И.Радичова, коэффициент вариации для нее превышает средние значения (0,44). Данный показатель для И.Гашпаровича находится на среднем уровне (0,26). В основе неоднородного голосования за основных оппонентов в борьбе за президентское кресло являются уже упомянутые представители венгерского этноса. Наибольшего консенсуса электорат достиг в голосовании за претендентов на президентское кресло, набравших менее 5%.

Индекс регионального разнообразия составляет 4,93.

3.4.3. Типичные и девиантные регионы.

В целом, все районы Словакии обладают высокой степенью однородности. Наиболее типичными для Словакии являются полупериферийные территории с преобладанием словацкого этноса – Пьештяны (1,17), Нитра (1,5) и Трнава (2,27). Однако существуют и некоторые исключения. Прежде всего, надо отметить юго-восточные районы проживания венгерского этноса, представляющие собой яркий пример девиантного региона. Евклидово расстояние для этих регионов составляет 70,45 (Дунайская Стреда), 56,98 (Комарно). Другой случай, сильно отличающийся от среднестатистического района Словакии – крупные города: столица государства Братислава (27,67) и Кошице (20,99). Обоснование отнесения вышеперечисленных территорий к отклоняющимся и подтверждение данного тезиса см. выше.

3.5. Выводы.

Электоральная структура Словакии представляет собой достаточно однородную картину с некоторыми значительными исключениями. Ключевыми для республики расколами, формирующими эти исключения, являются этнокультурный и пространственный. Тип голосования избирателей компактного проживания венгерского этноса и крупных городов страны отличается от общераспространенного. Жители данных территорий традиционно поддерживают собственных кандидатов.

Все электоральные районы государства можно условно разделить на две неравных группы. Первая, включающая большую часть типичных для страны регионов, характеризуется высокой степенью консолидации, наблюдается тенденцию к повышению однообразия различных территорий. Внутри второй группы, состоящей из девиантных регионов, так же прослеживается определенное единство. Расстояние между группами увеличивается, чему в немалой степени способствуют средства, используемые политической элитой для поддержания своей популярности. Политическая программа властной элиты отражает интересы первой группы, зачастую оставляя без внимания потребности второй группы. Дальнейшее противопоставление различных социальных страт и этнокультурных общностей приведет к еще большему увеличению расстояния между двумя группами и расколу населения страны на противоборствующие стороны.

4. Источники.

5. Приложение.

5.1. Гистограммы.

И.Гашпарович С.Мартинакова Ф.Миклошко И.Радичова
Skewness -0,828 -0,739 1,107 1,078
Kurtosis 0,623 1,727 1,336 1,151
И.Гашпарович (2 тур) И.Радичова (2 тур)
Skewness -0,855 0,855
Kurtosis 0,342 0,342

leandrova-slovakia-2009-img1

leandrova-slovakia-2009-img2

leandrova-slovakia-2009-img3

leandrova-slovakia-2009-img4

leandrova-slovakia-2009-img5

leandrova-slovakia-2009-img6

5.2. Некоторые используемые формулы

  • Индекс Лааксо и Таагеперы:

formula-001

где v – доля голосов i-ой партии (все голоса =1).

  • Индекс Хуана Молинара:

formula-002

где N – индекс Лааксо и Таагеперы, – доля партии победителя.

  • Евклидово расстояние (от данного региона до «страны в целом»).

formula-003

Где х – процентные показатели участников выборов по данному региону, у – средние процентные показатели соответствующих акторов (среднее арифметическое от процентных показателей данного актора в регионах).

  • Евклидово расстояние, скорректированное на число акторов.

formula-004

  • Индекс электоральной устойчивости.

formula-005

где x и xt-1 – среднее арифметическое голосования за данную партию по регионам за последние и предыдущие выборы соответственно.